НОВОСТИ ЧЕТВЕРТОГО КАНАЛАНОВОСТИ ЧЕТВЕРТОГО КАНАЛА

УТРЕННИЙ ЭКСПРЕССУТРЕННИЙ ЭКСПРЕСС

ИТОГИ НЕДЕЛИИТОГИ НЕДЕЛИ

Юрий Биктуганов

Юрий Биктуганов
Сюжет из программы: Разговор с главным
12 декабря 2018, 19:27

«Разговор с главным». Сегодня в студии «Четвертого канала» министр общего и профессионального образования Свердловской области Юрий Биктуганов. Вопросы задает Сергей Салыгин, директор Уральского филиала «Российской газеты».


Юрий Иванович Биктуганов, министр общего и профессионального образования Свердловской области.

Родился в 1959 году в деревне Верхний Бугалыш Красноуфимского района Свердловской области.

Окончил физический факультет Свердловского государственного педагогического института по специальности «Учитель физики».

Работал директором Саргаинской и Приданниковской школ, занимал должность начальника управления образования Красноуфимского городского округа, являлся заместителем главы Красноуфимского городского округа по социальным вопросам.

В 2010 году вступил в должность заместителя Председателя Правительства Свердловской области.

В 2011 году назначен Министром общего и профессионального образования Свердловской области и провожает оставаться вице-премьером областного Правительства.

В июле 2012 года - переназначен на пост Министра образования Свердловской области.



Сергей Салыгин, директор Уральского филиала «Российской газеты».


Сергей Салыгин: Мы перед передачей уже проговорили, что мы давно не виделись и, наверное, я сегодня вам задам много вопросов. Если Вы не против, я разобью их на два блока. Хочу начать с того, чем жила страна, ошеломленная событием, произошедшем в Керчи. Трудно понять, как такое стало возможным, и кто как не Вы, работающий в сфере образования, может предположить, почему так произошло. Хочется услышать Вашу личную точку зрения. И что можно, и нужно еще сделать, чтобы эти ситуации не повторялись?

Юрий Биктуганов: Да, действительно, ситуация очень для нас тяжелая, мы понимаем, что жизни не вернуть. Я, пользуясь случаем, хочу высказаться от имени педагогического сообщества, руководителей учреждений среднего профессионального образования, от имени студентов, принести соболезнования родным и близким тех, кто погиб. Сложно и трудно комментировать произошедшее. Подобные случаи были в Перми, в Улан - Уде, и сейчас, конечно же, все понимают, что сегодня необходима работа с правоохранительными органами в плане обеспечения безопасности образовательных организаций. Безопасность должны обеспечивать профессионалы, доверить это можно тем, кто сможет предотвратить попадание в школы, колледжи, институты оружия, взрывчатки, тем, кто ни на секунду не забудет, что отвечает за жизни и судьбы других людей. Только профессионалы смогут разглядеть, распознать, уловить негативные настроения в потоке людей, входящих в образовательное учреждение. Смогут действовать на опережение.

С.С.: Как Вы думаете, чем спровоцирована такого рода агрессия?  

Ю.Б.: Я уверен, что это связано с той серьезной пропагандой, которая идет в средствах массовой информации. С теми видеоматериалами, фильмами, которые демонстрируются в интернете. Поэтому мы, конечно же, в первую очередь должны сегодня работать с родителями, с педагогами, которые должны видеть, чем занимается ребенок. Если опять же сравнивать события, которые произошли в Керчи, посмотрите, сколько ребят бросились защищать девчонок, чтобы те смогли убежать, то есть своими телами закрыли своих же сверстников. А учитель информатики, который также вышел на встречу, попытался остановить нападавшего? Это ведь те же люди, они живут в нашем же обществе, и они достойны уважения.  Поэтому, конечно, правоохранительные органы должны дать оценку всему, что произошло, по какой причине и каким образом. И мы должны вынести из произошедшего серьезный урок, профессионалы должны оценить данную ситуацию и предложить системе образования варианты, как можно обеспечить безопасность пребывания детей в наших образовательных организациях.

С.С.: Юрий Иванович, ну можно до бесконечности усиливать охрану в школах, установить кучу видеокамер и, я думаю, что в Америке все это есть, и мы тоже идем по этому пути. Но не кажется ли вам, что одна из причин того, что произошло, это отказ в 1990 – 2000 гг. в системе образования от второй его части – воспитания. Раньше, в годы советской школы, это было неразрывным процессом, а потом мы образование приравняли к стали некой образовательной услуге. И только сейчас, как мне кажется, концепция начала меняться, я прав?

Ю.Б.: Да, совершенно верно, с точки зрения нормативов, когда принимался Федеральный закон, первый Закон об образовании, там, действительно, даже понятия воспитания и не было…

С.С.: Да, не было, я знаю, да.

Ю.Б.: В 2012 году принят новый закон, наш отраслевой Закон об образовании, и как раз там прописано: "в первую очередь воспитание, а потом обучение". Сегодня ситуация меняется коренным образом, идет вовлечение детей в различные движения, российское движение школьников, в волонтерские движения, создаются региональные центры патриотического воспитания. Конечно же, все это есть, но насколько все это эффективно, это мы должны оценить и проанализировать. С другой стороны, никто не исключает воспитание в семье, воспитание средствами массовой информации. Очень важно, чтобы ребенок видел настрой родителей, настрой своего окружения. Мы понимаем, что средствами образования (я так называю систему работы учителей, самой школы) мы обязаны обеспечить все необходимое для того, чтобы наши дети получили гражданское, патриотическое образование, которое ляжет в основу их дальнейшей жизни, формирование будущей семьи. Семья, школа, должны обеспечить ребенку положительный жизненный гражданский опыт, помочь ему сформировать ответственность за свою жизнь, ответственность за близких, ответственность за жизнь других людей.


ДЛЯ СПРАВКИ.

Основные принципы Закона об образовании РФ:

- равноправие всех граждан в получении среднего, средне-специального и высшего образования;

- безусловная приоритетность образовательной системы как основополагающей платформы развития общества;

- акцент на воспитании не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям;

- перевод процесса обучения в цивилизованный правовой формат во всех деталях и направлениях;

- автономный светский характер всех учебных заведений, работающих на государственной и муниципальной платформе;

- возможность получения образования в любом возрасте представителей любых профессий.


С.С.: Хорошо, в 2012 году в новом Законе об образовании мы сформулировали изменение этой концепции. Сколько должно, по-вашему, пройти времени, чтобы мы, общество увидело результаты. Был период, когда говорили: «Ребята, вы извините, мы здесь только учим, ничего больше мы не должны делать». Учителя говорили на родительских собраниях: «Это ваше дело – воспитывать ребенка». Я думаю, что это общее дело, да, и большую часть жизни ребенок проводит в школе. Без учителя, да, без участия учителя в этом процессе, мы получим только вот то самое образование без воспитания. Я хотел бы процитировать Ивана Ильина, он говорил, что: «Образование само по себе есть дело памяти, смекалки и практических усилий в отрыве от духа, совести, веры и характера». Это русский философ, говорил это в прошлом веке, но его слова до сих пор актуальны. Продолжая свою мысль он дальше говорит о том, что образование без воспитания не формирует человека, а наоборот дает человеку возможность использовать свои знания во вред другим людям, поскольку этот человек без совести, без чести. И в правоте философа мы смогли убедиться сами.

Ю.Б.: Я с вами согласен. Действительно сегодня, повторяюсь еще раз, образование – это система образования, и мы не всегда себе задаем вопрос: «А все ли мы сделали, чтобы не допустить трагедии?».

С.С.: Есть ли у учителя сегодня время, для того чтобы заниматься воспитанием, спросить у ученика, почему он замкнут, о чем он думает. Вот один из учителей мне прислал вопрос: «Мне нужно работать на две ставки, чтобы было 36 часов. Как вы считаете, можно ли обучать, воспитывать ребенка и выполнять эти обязанности качественно при такой нагрузке?» Я не уверен…

Ю.Б.: Действительно, нагрузка у учителей большая, и есть учителя, которые ведут 36 часов, кто-то ведет 18, кто-то ведет 20 часов. Если свериться со статистикой, то у нас сегодня по Свердловской области нагрузка на учителя – полторы ставки. Это примерно 26 - 27 часов в неделю, но, эта нагрузка была и раньше. Когда я работал в школе, из наших учителей редко кто вел одну ставку, и при этом мы, учителя, находили время и возможность побывать в семье, встретиться с родителями, пообщаться с ребенком. И я, будучи директором школы, точно также посещал семьи детей, и родители были благодарны мне за то, что директор школы приехал, пообщался с ними, лично увидел, как ребенок живет. И ведь мы приходили не только к тем ребятам, которые нарушали порядок, а ко всем, и для нас это было нормой.

Сегодня меняется общество, жизнь меняется, информационные технологии меняются. Мы сегодня просим наших классных руководителей, учителей выходить в социальные сети, общаться с ребятами и там. Если раньше я как директор школы, мог выйти в коридор и увидеть, кто с кем общается, даже не слыша того, кто и о чем говорит, я мог предположить, что задумали наши ребята. Сегодня же они все в телефонах, гаджетах и поэтому трудно понять, о чем думает ребенок. Раз появились и развиваются новые технологии, то надо и общаться с новым поколением, используя это. В нашей практике сегодня есть факты, когда дети были спасены благодаря тому, что классные руководители вовремя выявили, что их школьникам грозит опасность, в том числе и через социальные сети, не секрет, что в интернете нередко провоцируют на самоубийства. И это жизни детей, спасенные нашими же учителями.

Поэтому, конечно же, нельзя забывать про контроль в социальных сетях, но самое главное – это любовь, отношение к ребенку, доброта. Если ребенок чувствует доброту, искреннее отношение к нему, то он потянется к учителю и будет с ним делиться самым сокровенным, и общаться будет, и уважение появится к учителю. Мне бы хотелось, чтобы это было на всю жизнь сохранено у наших детей. Поэтому у наших детей не должно быть отторжения от школы, а добиться этого – во многом и есть педагогическое искусство, профессионализм наших учителей.

С.С.: Удовлетворены ли вы подготовкой, которую показывают сегодня, приходящие в сферу образования выпускники педвузов, их умением работать с детьми, с подростками, которые имеют, так скажем, особенности в поведении?

 

ДЛЯ СПРАВКИ.

Многие положения ФЗ №273 «Об образовании в РФ» (с изменениями на 2018 год) посвящены педагогам, их правам, обязанностям, ответственности, особому статусу. Им гарантируется право:

- на повышение квалификации;

- на профессиональную переподготовку и дополнительное профобразование (1 раз в 3 года);

- на прохождение аттестации с присвоением квалификационной категории;

- на определенные меры соцподдержки;

- на предоставление удлиненного основного отпуска, а также длительного (за 10 лет

непрерывного стажа), на досрочную пенсию.

В числе достижений этого закона отмечают:

- создание «электронных» школ с онлайн-уроками и дистанционным предоставлением заданий;

- упразднение 2-й и 3-й учебных смен в школах;

- снижение отчетности для педагогов и перевод ее в интерактив;

- в колледжах и техникумах вводится «демонстрационный» экзамен, где выпускники будут показывать навыки, полученные в ходе обучения;

-в регионах появятся «опорные» ВУЗы, цель которых – способствовать социально-экономическому развитию областей и удерживать талантливых специалистов на местах.


Ю.Б.: Мы часто встречаемся с профессорско-преподавательским составом Уральского педагогического университета, Уральского федерального университета, которые занимаются подготовкой учителей. И обсуждаем то, что сегодня в системе бакалавриата сокращено, причем значительно, количество часов на подготовку учителей именно по методике, по основам психологии, физиологии ребенка, возрастной физиологии. Оставленных часов недостаточно. Поэтому и возникают случаи, которые помните, даже в Екатеринбурге были, когда учитель, пытаясь забрать дневник, физически оказал давление на школьника. Я проанализировал программу, по которой идет подготовка учителей, и увидел, что практически отсутствует методика преподавания предмета, нет часов возрастной психологии.

С.С.: Которые бы готовили учителя адекватно реагировать и в такой ситуации.

Ю.Б.: Да, совершенно верно, поэтому мы и обращаемся сегодня к ректорам вузов, к директорам институтов для того, чтобы они обратили внимание на эти вещи. Да, сегодня наши выпускники вузов, колледжей подготовлены для работы, они проходят практику в образовательных организациях. Но этого недостаточно, сегодня необходима поддержка со стороны наставников, учителей с опытом, стажем, большой практикой работы. И я приветствую предложения, которые звучат сегодня на форумах, когда педагогов-наставников мы могли бы поддерживать материально, предоставляя им финансовую возможность работать в качестве методистов с новым поколением наших учителей. И это даст возможность отнестись к нашей профессии с почтением, с уважением, и тогда меньше будет вопросов, связанных с девиантным поведением детей.

С.С.: Разговаривая с некоторыми учителями, увидел, что они опасаются аттестации, которая сегодня идет в системе школьного образования. Насколько мне известно, аттестация педагогов предусматривает проверку и на понимание психологии школьника. В одном из номеров «Российской газеты» мы подробно рассказывали об этом.

Ю.Б.: Свердловская область включилась в пилотный проект новой модели аттестации педагогических работников, это еще раз говорю, дело добровольное. Пройти аттестацию предложено учителям русского языка и математики из 12 образовательных организаций в семи муниципальных образованиях. Почему мы одними из первых включились в этот процесс? Рано или поздно методика аттестации педагогических работников все равно изменится, жизнь в не стоит на месте. Сегодня существует региональная, привычная модель, по которой наши учителя получают высшую квалификационную категорию, первую квалификационную категорию. В рамках новой системы учительского роста предполагается создание системы, которая обеспечит поддержку педагогов как материально, так и статусно. Появятся учителя - методисты, учителя - наставники, учителя, которые могут оказать конкретную педагогическую помощь, в том числе и в воспитательной работе. Сегодня многие родители учащихся, наши выпускники требуют от системы другого уровня, иного качества образования. Конкурентная способность наших выпускников очень высокая. Тем не менее, родители все равно настаивают на необходимости повышения качества образования, чтобы стал возможен уход от репетиторства, чтобы наша система образования обеспечивала ребенку необходимые знания для поступления в выбранные ВУЗы или колледжи. Свердловская область включилась в этот процесс для того, чтобы учителя сами смогли оценить свои результаты. Об итогах аттестации узнает только сам педагог – это закрытая информация. Оценивается знание предмета, владение методикой преподавания дисциплины, знание психологии, педагогики, возрастной физиологии, видео уроки. Учитель получает возможность проанализировать свою работу, понять, где у него есть проблемы.


Встреча с родителями и выпускниками перед ЕГЭ.


ДЛЯ СПРАВКИ:

В апробации новой модели аттестации учителей приняли участие 12 образовательных организаций из Екатеринбурга, Первоуральска, Каменска-Уральского, Новоуральска. При соблюдении конфиденциальности 72 учителя математики и русского языка приняли участие в апробации элементов модели аттестации на основе использования единых федеральных оценочных материалов.

В октябре 2018 педагоги Свердловской области приняли участие в исследовании компетенций учителей по следующим предметам/предметным областям: «История», «Обществознание», «Экономика», «Право», «Россия в мире», «Русский язык и литература», «Математика и информатика», «Родной язык и родная литература», «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

В 2019-2020 годах планируется расширить участие учителей Свердловской области в мероприятиях по апробации новой модели аттестации.


С.С.: Еще раз уточню, я правильно понимаю, что только лично у учителя есть доступ к этим данным? 

Ю.Б.: Да, апробация проводилась с соблюдением принципов добровольности и конфиденциальности. Учителя выступали экспертами новой модели аттестации. Схема проста: педагог вводит пароль, заходит и узнает свои результаты, и может их проанализировать, сделать выводы. Кроме того, не забываем, что учитель находится в системе различных проверочных мероприятий, это и Всероссийские проверочные работы, и национальные исследования системы качества образования, диагностические контрольные работы, областные, это и участие в международной оценке качества образования PISA, PIRLS, TIMSS. И когда педагог видит результаты детей, видит результаты своей аттестации по новой модели, сопоставляет все эти данные, может самостоятельно для себя определить, есть ли у него дефицит знаний в предметной области, каких методик не хватает. А уже в этом случае министерство образования может и должно выделять образовательным организациям деньги на повышение квалификации педагогов. И тут важна роль методолога, завуча, который поможет учителю выбрать ту программу повышения квалификации переподготовки, которая ему необходима.


ДЛЯ СПРАВКИ:

Из чего складывается оценка квалификации?

Максимально учитель может набрать 100 баллов. 60 баллов – это оценка квалификации учителя по системе ЕФОМ. Еще 40 баллов можно получить: от 0 до 25 баллов – это образовательная оценка обучающихся, от 0 до 10 баллов – оценка работодателя, от 0 до 5 баллов – учет мнения выпускников.


Ю.Б.: Новой модели аттестации педагогических работников мы посвятили августовский педсовет. Педагоги, которые участвовали в этой аттестации, завучи, директора делились опытом, рассказывали, на что необходимо обратить внимание. В интернете есть записи этих выступлений, можно найти и послушать.

ДЛЯ СПРАВКИ:

Введение новой модели аттестации:

2018 год является годом апробации и доработки новой модели аттестации учителей. До  декабря 2019 года пройдёт разработка и апробация ЕФОМ по всем предметам.

В первом полугодии 2020 года должна быть проведена итоговая апробация новой модели  аттестации педагогических работников. С 2020 года новая модель аттестации будет  вводиться ТОЛЬКО ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ! 

До 2030 года будут введены модели аттестации ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ДРУГИХ ДОЛЖНОСТЕЙ.


С.С.: То есть педагоги, высказывающие опасения по поводу процедуры новой аттестации, могут посмотреть и ознакомиться с отзывами коллег уже получивших опыт?

Ю.Б.: Совершенно верно. А итоги, как рассказала заместитель директора департамента развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами Минпросвещения России Светлана Ермакова, будут подведены федеральным министерством в первом полугодии 2020 года. К этому времени будет завершено и комплексное исследование уровня квалификации учителей с учетом профессиональных дефицитов. Время еще есть, поэтому наша задача сегодня дать возможность педагогам проанализировать самих себя, проанализировав результаты наших детей по всем этим проверочным мероприятиям, соотнести и увидеть, в чем необходима поддержка и помощь.

ДЛЯ СПРАВКИ:

Этапы формирования новой модели аттестации учителей 

Март-сентябрь 2018 года: Подготовка и апробация первого набора ЕФОМ (история, обществознание, экономика, право, русский язык и литература, математика и информатика).

Март - декабрь 2018 года: Подготовка и апробация второго набора ЕФОМ (родной 

язык и родная литература, основы духовно нравственной культуры народов России).

Октябрь 2018 - май 2019 гг: Подготовка и апробация третьего набора ЕФОМ 

(география, физика, химия, биология, естествознание, экология, физическая

культура, ОБЖ, искусство, технология).

Июнь-декабрь 2019 года: Подготовка и апробация четвертого набора ЕФОМ 

(начальная школа, иностранный язык, второй иностранный язык)

Март 2018 года - декабрь 2019 года: Создание инструментария (формуляров) для сбора и  обработки информации по результатам ЕФОМ, включая методологию по каждому блоку  компетенций (предметные, методологические, психолого-педагогические и  коммуникативные компетенции) и его удельному весу в итоговой оценке аттестуемого.

Январь - июнь 2019 года: Проведение апробации наборов ЕФОМ по подготовленным  модулям 

Июнь - ноябрь 2020 года: Создание базы данных с перечнем предметных, методических, психолого-педагогических и коммуникативных компетенций 

учителей, ранжированных по уровням владения ими, для использования в рамках новой  модели аттестации в целях оценки соответствия квалификации (уровня знаний,

профессиональных навыков и опыта работы) требованиям профессионального стандарта  педагога и ФГОС ОО – сведения, вносимые в федеральную и региональную  информационную системы.


  

Открытие детского сада в с. Криулино.


С.С.: 2018 год – это год 100-летия внеклассного, внешкольного образования и конечно хотелось бы понимать, у наших школьников сегодня достаточно, например, технических кружков, чтобы дети не в гаражах собирались, ходили туда и занимались тем, что им интересно. Есть ли интерес у подростков к ним, насколько наполнены эти кружки?

Ю.Б.: Система дополнительного образования меняется кардинально примерно каждые 100 лет. Современные технологии на производстве, новые профессии. Как помочь ребенку сегодня в выборе будущей профессии? Профориентация, казалось бы, простое слово, а за этим стоит огромная тяжелая работа родителей, самого ребенка и педагогов. Очень важно помочь школьнику определиться со своей будущей профессией. Конечно же, был период, когда практически не осталось ни станций юных техников, ни экологических станций, были закрыты бесплатные спортивные секции, а это все система дополнительного образования.  Сегодня мы видим, что в Свердловской области особенно востребовано дополнительное образование по таким направлениям, как спорт, искусство, культура, наука. И мы активно развиваем эти направления. Статистика вещь упрямая, мы понимаем, что сегодня много платных секций, родители в большом объеме вкладывают средства, чтобы обеспечить возможность развития своего ребенка, но есть и огромное количество бесплатных кружков и секций, которые финансируются государством. Сегодня в Свердловской области мы восстанавливаем сеть станций юных техников, если, к примеру, в 2012 году в Свердловской области было всего шесть станций юных техников, то сегодня их 60! В рамках реализации губернаторской программы «Уральская инженерная школа», мы сегодня обеспечиваем образовательный процесс, начиная с детского сада, где ребенок через игру может развивать свои природные способности. Например, если ребенок –дошкольник технического склада, при поддержке воспитателей он вполне может заняться лего-конструированием.

ДЛЯ СПРАВКИ:

Комплексная программа "Уральская инженерная школа" на 2015-2034 разработана в целях  обеспечения условий для устойчивого экономического роста, развития импортозамещения и  промышленного потенциала Свердловской области, активного вовлечения работодателей  в процесс опережающей подготовки кадровых ресурсов, эффективной реализации  творческих возможностей молодежи, формирования осознанного выбора обучающимися  индивидуальной траектории профессионального развития.

"Уральская инженерная школа" определяет основные концептуальные подходы к развитию  системы подготовки рабочих и инженерных кадров для экономики Свердловской через  создание системы непрерывного технического образования, включающей уровни общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального  образования. Является основой для формирования соответствующих разделов в структуре  государственных программ Свердловской области и призвана обеспечить возрождение и  развитие уральской инженерной школы.

 

Ю.Б.: Мы даже сегодня педагогические колледжи ориентируем на подготовку воспитателей, чтобы они владели данными технологиями. В школах сегодня оборудованы современные кабинеты для уроков химии, физики, технологии. И мы фиксируем новую тенденцию: возрос конкурс при поступлении в колледжи и техникумы. Если раньше более 60 процентов детей шли в 10 классы, надеясь в будущем получить высшее образование, после окончания школы поступить в вузы, учиться платно или на бюджетной основе, то сейчас более 60 процентов детей после девятого класса идут в колледжи и техникумы.


ДЛЯ СПРАВКИ:

2018 году обучение в школах Свердловской области закончили более 18 тысяч выпускников  одиннадцатых классов. В регионе с каждым годом становится все больше  высокобалльников – тех, кто получил на ЕГЭ результат от 80 баллов и выше. Кроме того, 68  свердловских выпускников в 2018 году получили стобалльные результаты по различным  дисциплинам. 

За период реализации комплексной программы «Уральская инженерная школа» в  Свердловской области модернизированы кабинеты естественнонаучного цикла (физика,  химия, биология) в 44 муниципалитетах. В школы приобретены цифровые лаборатории с  наборами датчиков, демонстрационные наборы, интерактивные комплексы, лабораторные  комплексы для учебной практической и проектной деятельности учащихся по предметам  естественнонаучного цикла.

В Свердловской области работает 60 базовых площадок Дворца молодежи по  робототехнике, профориентационной деятельности, техническому творчеству и  естественнонаучному образованию. Базовые площадки становятся центрами проведения  творческих, социокультурных и образовательных мероприятий для детей и педагогов.

Этапы программы «Уральская инженерная школа»:

2019 - 2025 годы - расширение ресурсной базы подготовки инженерных кадров в  учреждениях общего и дополнительного образования, совершенствование организационных  подходов к осуществлению сетевого взаимодействия между  образовательными учреждениями и педагогических методик обучения.

2026 - 2034 годы - трансформация наработанных педагогических практик в новые  организационные подходы к функционированию образовательных организаций и  формирование в Свердловской области сети многофункциональных образовательных  учреждений, реализующих взаимосогласованные программы дошкольного, общего и  дополнительного образования для углубленного изучения предметов естественно-научного  цикла. 

Результатом реализации программы «Уральская инженерная школа» должно стать: обеспечение соответствия общей структуры подготовки кадров учреждениями среднего  профессионального и высшего образования, функционирующими на территории  Свердловской области, потребностям экономики региона, а также соответствия  квалификации выпускников образовательных организаций актуальным и перспективным  требованиям работодателей.


С.С.: Интересная статистика. Получается, что это как раз и есть результат проведенной работы.

Ю.Б.: Да, потому что мы дали ребятам в руки ту технологию, которая позволяет определиться в своей будущей профессии. И не забываем про постоянное совершенствование системы подготовки педагогов. В Свердловской области появятся детские технопарки «Кванториум» – это новый формат дополнительного образования. «Кванториум» – это школа мышления абсолютно нового типа, уникальная среда, предназначенная для ускоренного развития ребенка по различным научно-исследовательским и инженерно-техническим направлениям. Мы участвовали в конкурсе и выиграли, будут привлечены федеральные средства. Уральский «Кванториум» будет создан на базе Свердловской детской железной дороги, в парке им. В.В. Маяковского, в Ельцин Центре. В первом случае, совместно с Свердловским отделением Российских железных дорог, во втором случае, в Ельцин Центре, на основе безвозмездной, бессрочной передачи помещения.


ДЛЯ СПРАВКИ:  

ТЕХНОПАРКИ «КВАНТОРИУМ».

Это Федеральный проект. Реализуется по инициативе Министерства образования и  науки РФ и Агентства стратегических инициатив, при поддержке индустриальных партнеров  – ведущих производственных предприятий УрФО. Региональный оператор – Дворец Молодежи. Обучение началось 1 октября 2018 года. Все занятия проходят бесплатно. 


Что такое технопарки? Это новый формат инженерной подготовки школьников, который формирует изобретательское мышление и дает навыки командной проектной деятельности. Занятия проходят в учебных классах и лабораториях, оснащенных высокоточным оборудованием, а также уникальным программным обеспечением для проведения экспериментов и опытов. Дополнительно к квантам созданы Hi-tech цех, зона коворкинга, шахматная гостиная.

Обучаться по программам технопарков смогут ежегодно 900 детей и подростков от 11 до 17 лет. Также на площадках «Кванториумов» запланированы тематические мероприятия разных  форматов: лекции, мастер-классы, хакатоны, форсайты, состязания юниоров по стандартам  JuniorSkills. Их участниками станут 3500 школьников.


Кто с детьми работает? Педагоги, прошедшие обучение и сертификацию в Сколково по  программам проектного творчества, технического и естественнонаучного образования  детей.

Инженеры-практики, которые знают, что сегодня происходит в науке и технологиях, «приземляют» детские идеи на реальные рынки, дают профильные знания, помогают получить конкретные навыки.

 

Чему учим? Образовательные программы – совместная разработка ведущих российских вузов, научных институтов, высокотехнологичных предприятий – соответствуют задачам Национальной технологической инициативы, стратегическим направлениям российской и моровой экономики.

Программы включают три модуля, рассчитанных на три года обучения. Школьники освоят  полный цикл создания инженерного продукта – от постановки задач до проектирования и  воплощения, получат теоретические знания, навыки работы с инновационным  оборудованием (hard skills) и командного взаимодействия (soft skills). Результатом обучения  в технопарке станет проект, который может быть реализован в конкретной сфере. В  технопарках будут проходить занятия по английскому языку, универсального в технических  направлениях. Он является основой для презентации разработок на международном уровне.


Индустриальные партнеры:

АО «НПО автоматики»

ПАО «Машиностроительный завод имени М.И. Калинина, г. Екатеринбург»

АО «ПО «Уральский оптико-механический завод имени Э.С. Яламова»

Инновационный холдинг «Швабе»

ФГБУ «Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»

Компания «Samsung»

Мультиплекс «Салют» (планетарий)

Учебный центр «Web2Win» (https://dm-centre.ru/)


Открытие детского сада в с. Криулино.


Ю.Б.: Кроме того, в этом году мы приступили к созданию детского технопарка в Первоуральске, там реализацию проекта поддержал Первоуральский новотрубный завод и муниципалитет. Школьники получат возможность познакомится с современными профессиями и передовыми технологиями, которые реализуются в промышленности, в экономике Свердловской области. Не забываем мы и про искусство, и спорт, сегодня у нас огромное количество спортивных залов, спортивных секций. Мы ежегодно сдаем по 38 стадионов, не только в сельской местности, но и в городах, при строительстве культурно-оздоровительных комплексов. Потому что это тоже одно из направлений дополнительного образования, когда ребенок может развивать свои способности в спорте. Порядка 46 процентов детей занимается искусством: в музыкальных школах, во Дворцах творчества. То есть в Свердловской области порядка 72 процентов детей охвачено системой дополнительного образования. Но, к сожалению, остается значительное количество ребят, которые у нас не охвачены дополнительным образованием.

С.С.: Да. Еще есть над чем работать.

Ю.Б.: И как раз эти, «неохваченные» дети, и оказываются склонны к правонарушениям, преступлениям.

С.С.: Андрон Кончаловский как-то сказал, что главное, что можно и нужно сейчас сделать – это воспитать нового учителя, который бы мог начать с чистого листа. Это получается, что надо воспитать сначала учителя, то есть еще лет 10 пройдет, чтобы мы могли вернуться к системе, когда выигрывать сражения будут учителя и священнослужители. Как говорил Бисмарк: «Не генерал выигрывает это сражение».

Ю.Б.: Очень важно, чтобы сегодня в систему образования приходили люди действительно готовые жертвовать временем, силами, во имя детей, которые учатся в школе. Мы сегодня неслучайно в Свердловской области возвращаемся к практике создания педагогических классов среди школьников. Сегодня уже в семнадцати муниципалитетах мы создали такие педагогические классы, собираем детей, сориентированных на получение профессии учителя.

С.С.: Честно говоря, не знал. И они поступают после этого в педагогические институты?

Ю.Б.: Совершенно верно, поступают. А мы заключаем с ними договор целевой подготовки, даем им целевое направление. Финансируем учебу, поддерживаем их для того, чтобы они могли пройти обучение не только в Свердловской области, но и в других городах России и даже мира. А затем вернулись в ту образовательную организацию, которая заключила с ними договор целевой подготовки.

С.С.: И это уже это работает? Первые выпускники вернулись в свои города?

Ю.Б.: Мы сегодня работаем с выпускниками, в этом отношении выпуск первого года был как раз первым.

С.С.: Как бы вы оценили уровень обеспеченности кадрами наших школ?

Ю.Б.: Проблема существует. Отдельные учителя ведут по два-три предмета. Ну, понятно, что нагрузка должна быть, особенно в малокомплектных школах, малочисленных школах. Такого, чтобы в школе не преподавался какой-то предмет, такая ситуация – редкость. При этом, конечно же, хотелось бы, чтобы наши ветераны-педагоги уходили в систему наставничества и была государственная поддержка для них, а молодые педагоги вставали на их место и учились.

С.С.: А еще получали достойный заработок. Юрий Иванович, спасибо за разговор, мне кажется, что на эту тему можно говорить долго, и мы обязательно с вами еще вернется к теме образования и детей, и педагогов. А сегодня закончить мне хочется фразой Ивана Ильина: «Формальная «образованность» вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации». Ну, мне кажется, лучше, чем он, этого не скажешь. То, чем сегодня занимаются наши дети, от того как они живут, что они делают, что их интересует, без нашего внимания к этим вопросам, без внимания педагога к этим вопросам, нам не воспитать того человека, которого мы бы хотели видеть. Какими бы мы хотели видеть своих детей.

 

ДЛЯ СПРАВКИ:

Свердловская область успешно защитила региональную составляющую Национального  проекта "Образование". Защита проектов проходила 5-6 декабря 2018 года в Министерстве  просвещения Российской Федерации. Делегацию Свердловской области возглавил куратор  Национального проекта "Образование" в Свердловской области, заместитель Губернатора  Свердловской области Павел Креков. Участие в данном мероприятии, проходившем в  форме собеседования, приняла делегация Свердловской области, руководители  департаментов Министерства просвещения и ФГАУ "Фонд новых форм развития  образования". Заместитель генерального директора Фонда новых форм развития  образования Антон  Тимкин отметил, что в Свердловской области сложилась сильная  управленческая команда, что позволило региону войти в состав 10 пилотных субъектов  Российской Федерации по реализации Национального проекта "Образование". По  результатам защиты проектов лучшие практики, предлагаемые к реализации, будут  растиражированы по всей стране, в их число войдет и опыт Свердловской области. 

Рейтинг агентства RAEX по итогам 2018 года:

13 школ Екатеринбурга вошли в новый рейтинг лучших общеобразовательных учреждений  страны. 9-е место по стране ожидаемо занимает СУНЦ УрФУ. На 33 строчке рейтинга  разместилась гимназия № 9. Также неплохие показатели у лицея № 130 — 70 место. Кроме  того, в топ вошли лицей № 110 (89 место), гимназия № 35 (91 место), школа № 200 (194  место), лицей № 135 (210 место), лицей № 12 (229 место), гимназия № 70 (255 место), гимназия № 161 (267 место) и гимназия № 13 (293 место). Также немного улучшили свои  показатели гимназии № 2 и №5. «Двойка» поднялась с 100-го места в рейтинге за прошлый  год на 93-е, а гимназия № 5 со 177 места «перепрыгнула» на 148-е.


array(0) { }
Просмотров: 1240
Комментариев: 0
+ 0
Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Последние сюжеты
Новости
Утренний Экспресс
Стенд с Путинцевым
Здесь и Сейчас
Пятничный запев
Разговор с главным
Спецпроекты
Новости
Оказаться в тюрьме может и школьник, который напал на учителя с молотком. Против 15-летнего подростка возбудили уголовное дело, его подозревают в покушении на убийство. Напомним, накануне утром ученик 9-го класса 24-ой школы подкараулил преподавателя русского языка и литературы у её дома и нанес ей несколько ударов молотком. Женщина попала в больницу. По одной из версий, причиной нападения стал кон...
Еще сюжеты этой программы:
26 декабря 2019, 23:02
26 декабря 2019, 22:10
Новости телеканала

Трое екатеринбуржских тележурналистов прошли в финал всероссийской премии "ТЭФИ-регион" 2017. Среди них ведущая "Четвертого канала" - Анна Авдеева.

Сейчас в эфире
04.50 Рыжие 16+
Ведущая "Новостей Четвертого канала"
Ведущий программы "Новости Четвертого канала"
Ведущая "Детского времени" в "Утреннем Экспрессе"
Ведущая программы "Утренний Экспресс"