НОВОСТИ ЧЕТВЕРТОГО КАНАЛАНОВОСТИ ЧЕТВЕРТОГО КАНАЛА

УТРЕННИЙ ЭКСПРЕССУТРЕННИЙ ЭКСПРЕСС

ИТОГИ НЕДЕЛИИТОГИ НЕДЕЛИ

«ПЯТИЛЕТКА РАЗВИТИЯ И ЕЕ ПРИНЯТИЕ»

Главная / Крупным шрифтом / Сюжет / «ПЯТИЛЕТКА РАЗВИТИЯ И ЕЕ ПРИНЯТИЕ»
«ПЯТИЛЕТКА РАЗВИТИЯ И ЕЕ ПРИНЯТИЕ»
Сюжет из программы: Крупным шрифтом
29 сентября 2017, 14:31

ЭКСПЕРТЫ В СТУДИИ:

Александр Геннадьевич Высокинский, заместитель губернатора Свердловской области,

Марина Николаевна Вшивцева, исполнительный вице-президент Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей,

Анатолий Станиславович Гагарин, политолог, руководитель Уральского отделения в Фонде развития гражданского общества

Игорь Яковлевич Лейфель, заместитель генерального директора по организации зрителя Театра музыкальной комедии, заслуженный работник культуры РФ.

Н.М.: Здравствуйте, это программа "Крупным шрифтом". Говорить сегодня будем о "Пятилетке развития" и со мной в студии эксперты: Александр Высокинский, заместитель губернатора Свердловской области, Марина Вшивцева, исполнительный вице-президент свердловского областного союза промышленников и предпринимателей, Анатолий Гагарин, политолог и Игорь Лейфель, заместитель генерального директора по организации зрителя театра музыкальной комедии. Следующие пять лет работы губернатор называет "Пятилеткой развития". Как можно охарактеризовать предыдущие пять лет его работы?

М.В:  Я думаю, что это была подготовка к "Пятилетке развития".

А.В: Предыдущие пять лет я бы назвал входом в тему. Губернатор достаточно глубоко изучил специфику Свердловской области с точки зрения развития, с точки зрения отношений, базовых отраслей промышленности, непростого, но очень интересного политического поля и, безусловно, для каждого руководителя этот период накопления - необходимая вещь. Сейчас пружина расправилась и в результате мы получим дополнительный импульс, который мы называем "Пятилеткой развития".

А.Г. Безусловно, это тоже была пятилетка, хотя несколько другая. В любом случае, "Пятилетка развития" - это продолжение той работы, которая начата сейчас. За предшествующую пятилетку сложился коллектив, его сейчас называют командой губернатора. В результате совместных усилий сформировался тот самый альянс города и области, о котором так много говорят политологи и этот альянс уже сейчас показал свои результаты. Мы увидели успехи губернатора на выборах. И то, что сейчас активно обсуждается в федеральной повестке, это связано с межбюджетными отношениями между регионами и центром, между регионом и муниципалитетами. Все это уже заложено в "Пятилетке развития" и все эти этапы, все эти тезисы мы будем реализовывать в ближайшее время. Важно, чтобы команда сработала эффективно, чтобы мы не тратили время на выяснения отношений во всех смыслах этого слова, а занимались только тем, что прописано в этой программе. Более того, усовершенствовали ее в ходе развития. Я думаю, сейчас мои коллеги еще об этом поговорят, потому что много вопросов возникло в ходе предвыборной кампании, когда губернатор ездил по региону, обсуждал эту программу. Я думаю, начиная с нового витка развития области, к тому моменту, когда сформируется новое правительство, коллектив все эти задачи будет реализовывать очень успешно.

И.Л: Если взять культуру, мы будем продолжать и совершенствовать. В предыдущей пятилетке мы уже поняли, что такое отношение к культуре. Это доступ к людям, доступная среда. Все это мы будем продолжать. Знаете, как в музыкальных театрах говорят, - увертюра состоялась.

Видеосюжет.

Текст+видео: 25 января 2017 года в областной газете выходит статья за подписью губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева. Она называется "Переломный момент" и рассказывает о разработке программы "Пятилетка развития". Программа предусматривает качественный рост всего социального блока: здравоохранения, образования, культуры, физической культуры, социальной защиты населения. прорыв в экономике за счет роста производительности труда, модернизации производства, внедрения новых технологий. обеспечение жителей региона качественной и доступной по цене продукцией уральского агропрома. В числе приоритетов: создание условий для предпринимательской деятельности, развитие моногородов, формирование комфортной городской среды. Публикацию программы политологи и общественность называют стартом предвыборной губернаторской программы. В марте этого же года Евгений Куйвашев поручает главам муниципалитетов собрать предложения жителей и с учетом их пожеланий определить конкретные шаги, которые позволят вывести регион в тройку лидеров социально-экономического развития.

Синхрон: Евгений Куйвашев, губернатор Свердловской области

«Логика проста: будут предприятия и инвестиции - будут рабочие места. Будут рабочие места - будут расти доходы населения, будут наполняться бюджеты. Соответственно, будут строиться дороги, больницы, школы, детские сады. В свою очередь, развитая и благополучная в социальном и экономическом смысле область будет привлекать дополнительные инвестиции и квалифицированные кадры».

Текст+видео: В середине апреля Евгений Куйвашев выступает с ежегодным докладом перед областными депутатами. Губернатор отчитывается за пять лет работы и обозначает планы на ближайшую пятилетку, в случае своего избрания. Губернатор говорит об успехах в социальной сфере, строительстве жилья и дорог, промышленном секторе, фермерском хозяйстве. Есть и проблемы. Самые болезненные вопросы - транспортная реформа и оптимизация здравоохранения

 

Елена ЧЕЧУНОВА, депутат законодательного собрания Свердловской области:

«Очень ярко в отчёте губернатора прослеживается связь между прошедшей пятилеткой и пятилеткой будущего, пятилеткой развития. Если, предположим, проблема обеспечения мест в детсадах - решена, то теперь следующий вопрос - как будем решать эту проблему в школах».

Вячеслав ВЕГНЕР,  депутат законодательного собрания Свердловской области (КПРФ):

«…единственный вопрос, который у нас есть болевой, и сегодня депутаты задавали эти вопросы губернатору - это, конечно, медицина. Конечно, необходимы дополнительные инвестиции».

Михаил ЗУБАРЕВ, депутат законодательного собрания Свердловской области (ЛДПР):

«Мы предложили губернатору рассмотреть возможность льготной ипотеки для молодых специалистов. Для человека, для медика, главное - это жильё».

Текст+видео: В мае Евгений Куйвашев проводит ряд рабочих поездок в отдаленные регионы Свердловской области. Встречается с людьми, решает проблемы, лично принимает предложения жителей для "Пятилетки развития", которая  пополняется новыми тезисами и получает статус народной.

Вадим Дубичев, заместитель руководителя администрации губернатора Свердловской области:

«Это своего рода мониторинг пожеланий населения к пятилетке развития. Эти предложения очень серьезно повлияет на концепт пятилетки развития. Очень важно губернатору понять, что ожидаемым является для представителей экономики и населения».

Текст+видео: Завершить строительство детского сада в Заречном, закончить реконструкцию водовода Камышлов-Сухой Лог, построить крытый каток в Каменске-Уральском и ввести в эксплуатацию стадион в Рефтинском. После двухнедельной поездки по муниципалитетам о проектах, которые нужно реализовать в течении ближайших пяти лет врио губернатора свердловской области Евгений Куйвашев рассказывает депутатам законодательного собрания. Свою программу "Пятилетка развития", в основу которой легли более 300 предложений уральцев, он представляет в рамках правительственного часа. Куйвашев отмечает. что ряд проектов будет курировать лично, среди них "Иннопром", Уральская инженерная школа, Заявочная кампания на ЭКСПО-2025 и Чемпионат мира по футболу.

Конец видеосюжета.

 

Н.М.: Увертюра к "Пятилетке развития" красиво звучит. Хорошо. Пятилетние планы развития известны нам с советских времен: сталинские, хрущевские, брежневские пятилетки. Есть ли связь тех пятилеток с нынешней?

А.В:  Безусловно, при создании «Пятилетки развития» советский опыт учитывали. Сам я сторонник плановых подходов советского периода. Губернатор поставил задачу, которая, с одной стороны, будет достаточно простой для понимания людей, с другой стороны, будет связующим документом, который охватит все аспекты жизнедеятельности области. И есть отличия от планов социально-экономического развития советского периода.  В "Пятилетке развития" одним из пяти направлений является развитие гражданского опыта и местного самоуправления. Мы говорим о новых подходах в идеологии, мы говорим о, может быть, возврате к тем хорошим подходам, которые были раньше и четко совершенно понимаем, что без формирования гражданского общества, института формирования патриотизма, института формирования понимания молодежи, зачем они здесь живут, что должны сделать,  другие вещи осязаемые будут бесполезны, потому что опыт соседних стран показывает, что можно построить все, что угодно, мы можем простить десятки миллиардов долларов, потом приходят люди, вкладывают в пиар немножко денег и страна сама себя разрушает. Главным отличием является вот эта часть. Второе отличие от того, что делалось в советские времена, - это четкая увязка градостроительных документов с документами социально-экономического планирования и механизмы реализации. Механизм реализации "Пятилетки развития" - это четкий перечень документов, которые будут реализовываться. При этом они структурируются таким образом, что есть руководитель - губернатор, который курирует пять своих проектов, это пять основных направлений, потом есть пять заместителей, которые курирую по 5 своих, дальше есть министры. Квинтэссенцией проекта является достижение показателя социально-экономического развития. Мы можем долго обсуждать эффективность деятельности чиновников. Нас тут меряют в последнее время: на сколько писем ответил, сколько времени на ответ, сколько совещаний провел, все это от лукавого. Единственный критерий деятельности власти - это рост показателя социально-экономического развития. Когда мы со 130 миллиардов за последние 5 лет бюджета выросли на уровень около 200 - вот это показатель. Когда мы увеличили объемы построенного жилья - это показатель. Средняя заработная плата, объемы рождаемости, снижение смертности - все эти показатели являются основой "Пятилетки развития", соответственно, ее измерителем. Поэтому мы рассчитываем, что такой подход позволит объединить вокруг «Пятилетки…»  не только бюджетные программы, когда мы говорим, что строим больницы, детсады, дороги, но и бизнес. Если бизнес не будет развиваться на территории Свердловской области, у нас элементарно не будет налогов, чтобы содержать социальную сферу. Поэтому участниками этого процесса был бизнес, общественность, наука, безусловно, и административные структуры. И вот квинтэссенция четырех позволяет формулировать этот подход. И совершенно правы коллеги, которые говорят, что «Пятилетку…» невозможно просто разработать и сдать, она каждый день дорабатывается. Губернатор много что привез из городов области, многое мы получили от союза промышленников и предпринимателей и других ассоциаций бизнеса, которые говорят: "Нам для того чтобы развиваться эффективно, нужно развивать вот эту, эту и эту часть". Поэтому «Пятилетка…» - это план работы, который объединяет, но в большей степени это живой документ. Мы понимаем наши горизонты планирования пятилетние, мы говорим, что эти горизонты планирования увязываются со стратегическим планом развития области до 2030 года, и эта работа тоже сегодня ведется, а механизмом реализации является перечень конкретных проектов, которые должны быть реализованы. В базе этого, естественно, лежат стратегии развития отраслей и стратегии развития муниципалитетов. Невозможно сделать стратегический план развития области, пока у вас нет на руках планов развития городов четких и нет планов развития отраслей. Как будет развиваться промышленность, куда мы идем с культурой, как будет развиваться дорожное хозяйство, какова будет логика развития сельского хозяйства. "Пятилетка развития" - это квинтэссенция всех усилий, это некая верхушка айсберга, а внизу стоят базовые элементы, такие как стратегия развития области, стратегия развития городов и стратегия развития сфер. Люди живут не в отраслях, а в территориях и нам нужно обсуждать стратегические планы развития городов. Поэтому когда я говорю о четком перечне развития проектов - это проекты областного уровня и проекты муниципального уровня, которые становятся на личный контроль для глав муниципальных образований. Примерно такая структура и логика.

Н.М.: Еще до избрания Евгений Куйвашев говорил, что первым его указом станет указ о старте "Пятилетки развития" с указанием сроков, ответственных и индикаторов  эффективности. Есть уже этот документ? Вы его видели? Как он выглядит?

А.В.: Мы над этим документом работали, включая всех присутствующих здесь коллег. Документ есть. В середине октября мы вынесем этот документ уже как итоговый на общественность, мы посмотрим еще раз вместе с бизнесом все ли удалось учесть, сделаем отдельный документ, в котором будут учтены предложения жителей Свердловской области. Очень важная вещь: когда граждане Свердловской области говорят: "Сделайте дороги, ремонты и так далее" - это не стратегия. Но когда мы анализируем тысячи подобных предложений, мы понимаем, что стратегическая проблема - это транспорт, это ЖКХ, это здравоохранение, образование. Второй принцип - нам нужно донести до жителей, что мы учли их предложения здесь, здесь и здесь. Не должно быть разрыва между тем, что человек предложил и как это реализуется. И очень важная вещь "Пятилетки..." - это  показатели и индикаторы. Вот показатели – это 36,8, 36,6, а индикатор – это красная черточка на градуснике. И мы должны задать в том числе и индикаторы, потому что пятилетний план развития  достаточно большой и мы должны задать диапазоны, за которые выходить не сможем. Будем делать ежеквартальный режим для одного вида показателей, полугодовой для другого и ежегодный режим для третьего вида показателей.

Н.М: кто это будет контролировать?

А.В: Делать это будет министерство экономики на специально созданной базе данных социально-экономического развития. База будет работать в режиме: по вертикали - это муниципалитеты, по горизонтали - это отрасли, потому что совокупность показателей по муниципалитетам - это показатель отрасли в целом по области. В рамках этой работы министерство экономики дает свой анализ, после этого собираются четыре группы - бизнес, общественность, наука, администрация и пятая главная рабочая группа - это представители СМИ, не с точки зрения заказов довести позицию, а с точки зрения подходов. Нам многие вещи гражданам нужно объяснять до, а не после и это совершенно правильный подход, когда мы вместе обсуждаем ту или иную проблему с использованием ресурса СМИ, принимаем решение и идем эту проблему решать.

Н.М: А эта группа уже создана?

А.В.: Да, мы уже несколько раз собирались и постепенно этот опыт распространяем на "Пятилетку...".

Н.М: Анатолий Станиславович, к вам вопрос. Основная цель "Пятилетки развития" - Свердловская область должна войти в тройку лидеров. Это реально, задача столь амбициозна!

А.Г: Изучая общественное сознание, я заметил две взаимоисключающие, но пересекающиеся тенденции. Первое - мы впадаем в нигилизм и объясняем, почему мы этого не достигнем. Вторая - мы всех закидаем шапками, мы же третья столица и так далее. Истина всегда где-то посередине. Поэтому когда мы ставим для себя такие задачи, мы видим, что мы во многом опередили тенденции. Сейчас об этом говорят две группы стратегов либеральных и традиционных. Одни говорят, что нужно отдать деньги в крупные города, другие говорят, что нужно отдать деньги в регионы. Истина посередине. Если мы сейчас создаем такую программу как "Пятилетка развития", где обозначаем крупные проекты, в которых крупные города являются локомотивами развития ( вы прекрасно понимаете, что деньги приходят к сильным, к слабым они не приходят, слабые стоят с протянутой рукой, но им никто ничего не дает), так вот, мы хотим стать регионом, который станет магнитом для привлечения федеральных денег, для аккумуляции региональных наших возможностей. Все эти задачи увязываются в единую систему развития. Когда мы анализировали "Пятилетку развития", я приходил в наши крупные вузы, обсуждал со студентами эти вопросы - они это все прекрасно понимают, другое дело, что нужно им все это еще лучше объяснять. Они прекрасно все слышат, необходимо в это вовлекать общественность, гражданское общество, которое могло бы привлекаться сюда не только в качестве пересказчиков программы, а тех, кто дает новые инициативы. Кстати, наша активная общественность дает много интересных инициатив. Я в общественной палате, поскольку руковожу комиссией по историческому наследию культуры и туризма, мы собираемся и обсуждаем многие темы: 300 лет празднования Екатеринбурга, мы участвовали активно в обсуждении Большого Екатеринбурга и я вижу, что инициативных людей много, но их часто негативная волна в общественном сознании забивает и не слышат. Так вот, наша задача сделать так, чтобы мы все эти инициативы поддержали, дали возможность им раскрыться, чтобы не только Екатеринбург заиграл новыми красками, но и вся Свердловская область. Поэтому, когда мы говорим о том, что Екатеринбург участвует в заявочном комитете с заявкой по «ЭКСПО 2025», для нас это очень почетная задача, которую мы должны решать совместными усилиями. Помимо Москвы и Петербурга есть еще 20 городов, которые нужно поддержать и дать им возможности для развития. Екатеринбург там на первом месте.

Н.М: Игорь Яковлевич, с точки зрения культуры...

И.Л.: Вы знаете, я практик, я привык все ощущать руками, глазами, на вкус, на цвет. У нас много проектов, по которым мы работаем с областью. Что интересно, это "Доступная среда". Мы ее попробовали, мы сделали поезд искусств, мы проехали по городам и мы понимаем сердцем, что сегодня надо. Люди видели вживую театр, живых артистов. Это очень важно. А когда это было? Это было только в советское время, последний такой заезд был в 1986 году. А сегодня люди хотят посмотреть музей, зайти в библиотеку - вот это и есть доступная среда, о которой говорится в "Пятилетке развития". По количеству масок Свердловская область сегодня впереди Санкт-Петербурга, после Москвы мы первые.

А.В: Понимаете, общество в Свердловской области благодаря своему либерализму достаточно критично, мы не всегда ценим то, что у нас есть. Есть внутреннее ощущение, что все у нас плохо. Но все нужно смотреть в сравнении. Да, у нас есть проблемы с пробками, но с точки зрения экономического развития по количеству автомобилей мы уже впереди Москвы, по количеству площадей в торговых центрах тоже. У каждого показателя социально-экономического развития есть обратная сторона. Количество денег в бюджете Свердловской области ограничено точно так же как в бюджете каждой семьи и у нас есть постоянные расходы, точно так же как в бюджете семьи есть постоянные расходы: продукты купить, бензин купить, за квартиру заплатить, при этом у бюджета Свердловской  области обязательные расходы - зарплата бюджетникам, текущее содержание учреждений социальной сферы, ремонты дорог и так далее. Но остается некая сумма денег, которая называется бюджетом развития и у нас есть дискуссия. Мы можем, к примеру, все деньги бюджета развития потратить на развитие школ, больниц, но в будущем нам нужны деньги для того, чтобы это содержать. Один детский садик в год стоит около 30 миллионов, больница стоит больше, школа стоит больше. Поэтому мы должны принять решение, что часть денег мы оставим на развитие и здесь мы говорим о точечном, эффективном вложении рубля, когда на каждый вложенный бюджетный рубль мы должны привлечь максимальное количество частных инвестиций. Один из ярких примеров - дорога в аэропорт. На сегодня на каждый вложенный бюджетный рубль вокруг дороги бизнесом вложено 5, а в разрешениях на строительство еще 5, а это наши налоги, наши бюджетные места, наши доходы, которые мы в свою очередь тратим на развитие бюджетной сферы, заработную плату бюджетников и так далее. Поэтому здесь нужен компромисс. Да, мы сегодня что-то не успели доделать с точки развития социальной сферы, но если мы не развиваем бизнес-структуру, то дальше у нас может получиться снижение бюджетных доходов и денег будет еще меньше. Как коллеги любят говорить, искусство распределения бюджета - это искусство равномерного распределения разочарований, поэтому мы стараемся, чтобы каждый вложенный бюджетный рубль в инвестиционную привлекательность привлек понятное количество денег. При разработке проектов каждый министр, принимая те или иные бюджетные деньги, должен ответить на вопрос, рост какого показателя, благодаря этим вложениям, мы получаем. Не просто вложили и не отследили, а мы вложили деньги и отследили, где у нас стало лучше.

Н.М. Марина Николаевна, с точки зрения бизнеса, реально, чтобы Свердловская область стала третьим регионом в России?

М.В:  Свердловская область близка к этому показателю, потому что, если посмотреть по определенным индикаторам, возьмем, например, индикатор экспорта, у нас в "Пятилетке развития" достаточно амбициозные планы - мы должны увеличить, удвоить несырьевой экспорт, это не очень сложно, у нас весь экспорт несырьевой. Если посмотреть на номенклатуру выпускаемой промышленными предприятиями продукции, то, надо сказать, что продукция, которая имеет экспортный потенциал, но является частью кооперационных связей с конечным продуктом, например, очень много у нас выпускается для авиационной промышленности, для оборонной промышленности, военно-авиационной промышленности, которая также поступает на экспорт, если посчитать все эти комплектующие, то мы, наверное, уже будем третьими по этому показателю. Если говорить о малом бизнесе, то здесь у нас тоже и плюс и минус. С одной стороны, у нас активное население и вопрос обеспечения себя, ответственности за себя и своих близких дает формирование такого серьезного развития самозанятости, прежде всего. С другой стороны, база большая и показатели прироста сложнее считаются для Свердловской области, чем для более мелких территорий. Если говорить о малом бизнесе, то с точки зрения федеральных рейтингов у нас с одной стороны не так все печально, а с другой стороны у нас прирост не такой эффективный. Поэтому эти показатели имеют относительную характеристику, лучше смотреть по абсолютным цифрам. По ним, у нас одна из самых развитых отраслей. Если говорить в целом о запросах бизнеса к "Пятилетке развития", то я хочу сказать, что мы тоже ждем документ, окончательный документ. Мы также участвуем в обсуждении "Пятилетки развития". Было и заседание комитета по промышленности, и последний расширенный президиум с участием губернатора Свердловской области были посвящены этой теме. То есть запросы бизнеса вполне конкретны. Мы должны понимать правила игры и понимать на пятилетний период, какие ограничения у бизнеса могут быть и как эти ограничения могут сниматься. Вот одна из важных для нас тем - сохранение льготы на движимое имущество. Это в любом случае является неким драйвером развития, если мы говорим об инвестициях, давайте смотреть, что конкретно приведет к увеличению инвестиций. Вот вполне конкретный пример. Но здесь мы находим уже консенсус. Вторая тема - это наш старопромышленный регион, который находится на границе производительности труда. И это проблема не Свердловской области, это общемировая проблема. То есть те технологии, которые сегодня используются в металлургии, в машиностроении подвели к границе возможного. И чтобы сегодня мы росли со скоростью большей скорости инфляции, а это как раз даст задел мощный выполнения этих амбициозных планов, нужно понимать, а какие у нас вообще есть заделы, какие у нас конкурентные преимущества, которые нужно реализовать. И одно из этих конкурентных преимуществ - это человеческий потенциал, который у нас в Свердловской области присутствует. Это наше интеллектуальное, высокообразованное население и не зря поэтому "Пятилетка..." посвящена прежде всего развитию человека. С этой точки зрения, сбалансированность, которая в "Пятилетке..." присутствует, говорит о том, что развитие территорий для жизни, развитие среды для жизни, развитие качественного образования, качественного здравоохранения - это опять же необходимость формирования бюджетных программ, государственных программ, деньги на бюджет собираются из бизнеса, соответственно, бизнес должен развиваться, прирастать и для бизнеса необходимы условия, инфраструктура, правила игры и, собственно "Пятилетка..." - это продолжение того консенсуса, тех договоренностей, которые сегодня присутствуют, когда власть понимает, что необходимо бизнесу, а бизнес  транслирует власти свои устремления. С этой точки зрения, сегодня важны отраслевые программы, которые  формируются. Это программа развития цифровой экономики, потому что цифра сегодня реализуется везде, это не только предприятия, хотя для предприятий это огромный рынок как с точки зрения комплектующих, так и с точки зрения софта, но в целом для экономики, вот у нас был последний Президиум, там с докладом выступил генеральный директор СКБ-Контур, он заявил такие интересные цифры - 15% идет прирост по IT отрасли за год, по классическим отраслям промышленности, это 2,3,5. Очевидно, что IT тема будет развиваться. Смотрим дальше, что необходимо для развития IT технологий? Ключевым фактором развития является качество подготовки специалистов. И уровень подготовки не только в университетах, хотя уровень нашей высшей школы пока приличный, но и подготовка на уровне школы, потому что в школах не хватает часов для формирования итогового знания при поступлении в университет. Поэтому очень важна роль внешкольных занятий, технического творчества. Тут большую роль играют кванториумы, восстановление научно-технического творчества в секциях и развитие талантливых детей в Сириусе - это все зашито в концептуальном плане и мы очень надеемся и готовы как всегда участвовать в экспертных советах именно по социальным аспектам этой программы, потому что это очень важно. Цели-то там, на самом деле. Экономика формирует ресурс для реализации  ключевых целей. В этом плане "Пятилетка..." и имеет такое притягательное значение, потому что она для человека.

А.В: Прозвучал очень важный тезис - малый и средний бизнес. Пять основных направлений "Пятилетки...", пять основных показателей в каждом, пять ключевых направлений в каждом. Это принцип золотого сечения, мы его осознанно закладывали. Если мы посмотрим на структуру, то у нас есть: первое - сохранение и развитие человеческого потенциала. Проверочные слова: человеческий и потенциал. Это то, что будет завтра. Это здоровье маленьких горожан, это образование, это социальная сфера и так далее. Развитие экономики, развитие городской среды и четвертое направление - развитие малого и среднего бизнеса. Нам, когда мы формировали каркас, коллеги говорили, странно у вас - экономика, соцсфера, среда. Малый бизнес - это не белое, это соленое, но малый и средний бизнес на сегодня - одна из ключевых точек роста. Коллеги правильно говорили. С точки зрения крупных рынков, где сегодня работают наши крупные холдинги, там есть определенные параметры роста, но они небольшие сегодня. Мы находимся в достаточно жестких конкурентных условиях. Сегодня 40% населения работает в сфере малого и среднего бизнеса. Это более чем серьезный аспект развития экономики. Но когда мы посмотрим поле, на котором трудится наш малый и средний бизнес, мы поймем, что резервы у нас с вами неисчерпаемы. Простой пример: розничный оборот по Свердловской области 1 триллион 50 миллиардов рублей. Мы разложили вместе с коллегами из министерства промышленности эту сумму на атомы и посмотрели, что у нас сегодня. 10 миллиардов рублей в год тратим на покупку стройматериалов - это ремонты, это то, что мы делаем на дачах и так далее. Сами мы производим 7 процентов. Там нет сложных вещей, но тем не менее это так. Мы 20 миллиардов рублей тратим на обувь, сам Бог велел процентов 50 рынка иметь бы. 60 милллиардов рублей тратим на одежду. Не предлагаю всем одеваться в фабрике "Одежда" как было у нас, но определенная доля рынка быть должна. 300 миллиардов рублей - товары народного потребления. Придите вечером домой на кухню, оглянитесь на 360 градусов - там нет ничего великого, но даже когда берешь доску разделочную и нож, там "Сделано на Урале" не написано, это не высокотехнологичные вещи, это все можно производить здесь. Следовательно, нужно разбираться: почему стало невыгодно. Почему стало выгоднее привести оттуда, чем сделать у нас. Это большая реформа, связанная с контрольно-надзорной деятельностью, мы часто говорим, что бизнес передавили проверками и всеми остальными вещами. Мы говорим о том, что нужно менять мышление населения. Есть проблемы. Большинство студентов говорят:» Хочу быть госслужащим, в бизнес не хочу». А в 90-ые все было наоборот. С этим тоже нужно работать. Это связано как раз с тем, что нужно разбираться с контрольно-надзорной деятельностью, мы передавили бизнес, мы должны заниматься курсами для начинающих предпринимателей, показывать людям, кто по тем или иным причинам меняет работу, такие программы у нас в 90ые были и достаточно успешно. Поэтому когда я рассказал, сколько денег у нас тратится, сколько денег расходуется на товары, приобретенные здесь, мы понимаем, что сегодня сотни миллиардов рублей уходят из Свердловской области. Это наши налоги, это наши рабочие места. Я не говорил о высокотехнологичной продукции, нам там тоже нужно заниматься, но я говорил о простецких вещах, которые нужно делать у себя,чтобы деньги оставались. Папа у меня говорил - в дом хоть корову, из дома ни иголки. Надо к этому приходить, это наши деньги. Это деньги, которые люди заработали здесь, здесь их потратили, а потом они куда-то в другие регионы ушли.

Н.М: Механизмы на сегодня есть, как с этим работать?

А.В: По механизмам. Первое - это работать с малым и средним бизнесом с точки зрения формирования нового мышления, это курсы начинающих предпринимателей, это работа, направленная на изменение мышления человека. Второе - это новые рынки. Предприниматели сегодня говорят: "Нам в меньшей степени важны льготы, которые вы нам даете, нам в большей степени важны рынки. Помогите нам выйти на эти рынки. Есть проблема - крупная торговая сеть. Берем малый город Свердловской области - приходит крупная торговая сеть. Если раньше был магазин, который приобретал продукты у местных фермеров, то когда приходит крупная торговая сеть - они привозят фурами, весь малый и средний бизнес вокруг умер. Мы начинаем диалог с крупными сетями: "Ребят, здесь местные фермеры есть, почему у них ничего не покупаете?". Они говорят: "Мы готовы покупать у ваших фермеров картошку, но нам не нужно чтобы вы привозили ее в мешках. Нам нужно чтобы это было в упаковке, с гарантированным качеством, с гарантированным объемом, с гарантированными поставками по времени, тогда мы готовы покупать это здесь. Сегодня ведется большая работа министерством сельского хозяйства, чтобы появились перерабатывающие центры. Потому что картошку вырастить мы можем, а вот переработать ее у нас проблема. Это еще один путь. Путь, который сегодня обсуждается с промышленниками,  сегодня сотни миллиардов рублей - это Рособоронзаказ. Разговариваем с директорами - сколько приобретаете комплектовки: гайки, болты, шарниры - все, что может делать малый бизнес? Там понятный процент, учитывая, что Рособоронзаказ, не буду говорить какой, давайте это будут делать малые предприятия? Если малые предприятия это будут делать с гарантированным качеством, нам удобнее, чтобы они у нас были под боком. Нам не нужно далеко ездить, мы всегда можем что-то поправить и так далее. Еще одна зона роста для среднего бизнеса. Почему средний бизнес вынесен из зоны экономики? Вроде второе направление - это развитие экономики, внутри малый бизнес, все к этому привыкли. Мы говорим - нет. Это приоритеты, то есть, как говорят военные, можно фронтом выступать, можно клиньями. И вот эти пять клиньев, пять основных направлений нашего прорыва, нашего развития. Они именно в этой логике и сформулированы. Резервов и ресурсов у нас более чем достаточно. С точки зрения показателей товарооборота, мы действительно на первых позициях в стране. С точки зрения уровня средней заработной платы, Екатеринбург первый среди всех городов-миллионников и по области у нас очень неплохие показатели. Сейчас нам нужно сделать главное. Мы научились зарабатывать, сейчас важно, чтобы все деньги еще и дома оставались.

И.Л. Вы все о бизнесе, о бизнесе. О душе когда думать будем? Марина Николаевна вот правильно сказала, нужны кадры. Большая проблема в кадрах. Я не знаю, как в бизнесе, в культуре проблема. Чтобы сегодня досуговый центр открыть, должен быть профессионал-кадр, чтобы библиотекарь мог доносить все правильно, нужен профессиональный кадр. А кадров не хватает. Вот как раз в "Пятилетке развития" это и заложено. Кадры нужно учить, воспитывать. Причем, с детского садика. У нас такие хорошие школы, хорошее образование. У нас вузы какие.

А.В: Вот спортсмены говорят очень правильную вещь: "Человек не станет олимпийским чемпионом, если в 6 лет не пришел в спортзал". Если мы в 6 лет не взяли этого пацана, не привели в технический музей, в Пышму, не помогли ему потом с техническим центром творчества, если он не поступил в технический университет, если ему не повезло с наставником на производстве, то к 30 годам приличного инженера не получим. Брать пацана, которому 18 лет и который в жизни ничего кроме компьютерной приставки не трогал бесполезно. Поэтому вся эта система развивается с детского сада. Сегодня в рамках программы инженерной школы есть те, кто, начиная с детского сада, учит этому роботостроению. Качество образования учителей чувствуется. Есть хорошая школа, вроде, все хорошо, а вот повезло - не повезло ребенку с учителем? Как говорят, гуманитарий - это тот, кому не повезло с учителем математики.

И.Л.: Зависит от человека, от руководителя. Вот мы приезжаем в Ревду, в Серов и приезжаем потом в другие города - резко отличается город от города. И если хороший есть хозяин, мы сразу это понимаем: вот стоит техникум хороший, вот школа отремонтирована. Это в Ревде. Приезжаю в Качканар и совсем вижу другое.

М.В:  Абсолютно, Игорь Яковлевич, вы правильно отметили. Примерно 10 лет назад началась программа государственно-частного партнерства с крупными холдингами, потому что предприятия в то время очень мощно перевооружались. И когда сотни миллионов долларов вкладываются в оборудование, на котором потом некому работать, то о производительности труда и эффективности инвестиций говорить сложно. Поэтому рядом с такими комплексами начали возникать центры подготовки кадров. Первая ласточка - это первоуральский новотрубный завод со своим центром и с металлургическим колледжем. После этого практически все крупные предприятия: это УГМК со своим технологическим университетом, это часть нашей оборонной промышленности, пошли по разным путям: где-то это кафедры, где-то центры, где-то это отдельные учебные заведения, которые будут только развиваться и укрепляться. Проще вырастить с детского сада и вдохновить теми проектами, которые реализуются на предприятии. Это сейчас основная задача и она становится понятной.

А.В:  Я учился в Политехникуме и очень благодарен судьбе за то, что я там учился. Приходили преподаватели и это были не преподаватели, кто всю жизни руками ничего не делал, а это были преподаватели, кто приходил с заводов. И эти мужики правильным русским языком нам рассказывали, что можно делать, чего нельзя. Чем проще пункт инструкции, тем больше крови ушло на его написание. Мы к этому сегодня возвращаемся. Евгений Владимирович поставил еще одну важную задачу - это сохранение образовательного комплекса по городам Свердловской области. Очень важный принцип. Раньше говорили: "Есть школа - есть деревня, нет школы - нет деревни". Но когда на федеральном уровне мы начали сталкиваться с тем, что закрываются филиалы ВУЗов в Краснотурьинске, на севере и так далее, мы начали понимать, что, как только филиала вуза нет, дети уезжают в крупные города. Из 700 выпускников школ 600 уезжают в Екатеринбург. С этим нужно бороться. Нужно возвращать филиалы, чтобы был единый замкнутый цикл образования. Это предельно важная вещь. Да, сегодня Екатеринбург сияет огнями, но нужно сделать так, чтобы он не стал воронкой, которая начнет высасывать Свердловскую область. Соответственно, нужно сохранять систему образования: это техникумы, которые у нас есть, это профессиональное образование, это высшее образование - то, что сегодня делает Уральский Федеральный Университет, то, что делает Яков Петрович Силин, все это работает. Мы можем сохранить учебные заведения, кадры выдавать, но если не будет рынков для нашего бизнеса, то у людей не будет работы. И главная часть работы министерства промышленности и Евгений Владимирович эти задачи ставит - мы должны говорить о новых рынках для предприятий Свердловской области. То, что сегодня делается с Боингом, когда мы не только плавим и обрабатываем титан, мы начинаем его перерабатывать, мы выходим на новые рынки, новые ниши, ими нужно заниматься. УГМК сегодня выходит на новые ниши, Евраз выходит на новые ниши. Эта часть так же важна. С одной стороны, новых ниш не будет без людей, с другой стороны, если не будет новых ниш, то и образованные кадры могут оказаться безработными. В этом и есть дуализм программы. Во что вложить : в развитие соцсферы, либо вложить в бизнес, в новые рынки. И здесь однозначного ответа не бывает, это очень сложно выбрать. Как выбрать, предположим, построить дорогу или детский сад? Построить больницу или создать новые сети? Когда мы собираемся с бизнесом, властью, СМИ, у каждого свои задачи. Бизнес должен четко сформулировать - что нужно. чтобы бизнес развивался эффективно, общественность должна сформулировать : какая среда является для нее комфортной. Когда мы говорим о Большом Екатеринбурге, жители Березовского говорят - нас не устраивает мегаполис, пробки, нас устраивает низкоэтажная застройка, зелень, нам это нравится. Кто-то говорит: нет, нужна урбанизация, бетон, стекло.

Н.М: Вопрос про здравоохранение. Говорили много о промышленности, о бизнесе. Цитата Евгения Владимировича: "Наша важнейшая задача – организация качественной, доступной и эффективной работы медицины «первой линии», то есть всего поликлинического звена. Для этого нужны кадры, помещения, оборудование, деньги." По статистике, в Свердловской области не хватает 3222 врачей, университет выпускает порядка 300 специалистов лечебного профиля в год. Даже если представить, что все остаются работать в области, это 11 лет нам нужно, чтобы закрыть кадровый вопрос. Как решать?

А.В: Два аспекта. Первый: это проекты, которая Свердловская область сегодня реализует в рамках жилья для молодых специалистов, не только врачей, но и учителей. Для того чтобы их привлекать. Второе - это более чем серьезная работа по увеличению заработной платы. Мы осознанно увеличивали заработную плату.  Мы осознанно принижали те или иные расходы бюджета, понимая, что не будет социалки: образования, здравоохранения, все остальное бесполезно. Третий аспект по здравоохранению - это выбор приоритетов. Три причины смертности людей в трудоспособном возрасте: травма, онкология, гипертония. Если мы привезли травмированного человека в течение часа на стол хирургу, как говорят хирурги, 80-90% будет жить. В течение двух часов - 50, в течение трех часов - 30. Это о функции доставки. Второй аспект - онкология. Мы можем потратить огромное количество денег на дорогостоящее медицинское оборудование, мы это делаем. Но в Советском Союзе смертность была пониже чем сегодня. Почему? Потому что работал простой принцип: диспансеризацию не прошел - на работу не выходишь. Все просто. У нас врачи говорят:" У нас стоит томограф, но когда к нам приходит человек на 3 стадии, томограф не нужен, это и так видно". Должна быть диспансеризация. В онкологии чем раньше выявил, тем выше шанс справиться. Я работал в советское время и помню, прихожу на работу, мне говорят - ты сегодня не работаешь, у тебя прогул. Я говорю: "Почему?". Мне отвечают: "Справка где?" Проходишь диспансеризацию - приходишь на работу. Сегодня мы это начали забывать, а это хороший советский опыт. Третий аспект - это гипертония. Понятная вещь - макро, микроскрининг. Понятные моменты - всех обследовали, выдали таблеточки, жить можно, а не ждать, когда что-то случится. Вот эти моменты понятны. Но сложно нам реализовать, к примеру, часть с гипертонией, если мы через СМИ народу не объясним: если ты утром таблетку не съел, то домой можешь не придти. Потому что инфаркт, инсульт и так далее. Люби себя, тогда другие тебя будут тоже любить. Ставить прививки дешевле, чем потом лечить болезни. Но у нас часть населения живет по принципу - пронесет, меня не заденет. У меня в прошлом году был момент - 30 процентов персонала с гриппом. Людей нельзя за это наказывать. Через СМИ нужно объяснять, приоритеты нужно понимать, кадры должны быть в том числе и в городах Свердловской области, у них должно быть оборудование. И у нас должны быть деньги это все содержать, а это, мягко говоря, не дешево. Нужно вкладывать деньги в санавиацию, в скорые помощи. Да, мы делаем выделенные линии, пробок становится больше, но кроме общественного транспорта по этим линиям проходят и скорые, которые успевают спасать людей. Средняя доставка в области - час, где-то два, где-то бывает и больше.

Н.М: Благодарю вас, коллеги. Это была программа "Крупным шрифтом". В следующий раз увидимся через месяц и вновь поговорим о важном.  До свидания.

array(0) { }
Просмотров: 142
Комментариев: 0
+ +2
Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Последние сюжеты
Новости
Утренний Экспресс
Стенд
Что это было?
Итоги недели
Разговор с главным
Крупным шрифтом
Новости
В Екатеринбурге разыскивают велосипедиста, который сбил мальчика у девятой гимназии. 
Еще сюжеты этой программы:
17 октября 2017, 23:08
17 октября 2017, 23:05
17 октября 2017, 23:02
Новости телеканала

На «Четвертом канале» стартует караоке-шоу «Пятничный запев»!!!

Сейчас в эфире
19.00 "Адская кухня" 16+
20.00 "Новости "4 канала". Итоги дня" 16+
20.50 "Бизнес сегодня" 16+
21.00 "Орел и решка" 16+
Ведущий утренних новостей и прогноза погоды
ведущий программы «Утренний экспресс»
Ведущая программы "Утренний Экспресс"
Ведущий программы "Утренний Экспресс"